Неточные совпадения
Вронский слушал внимательно, но не столько самое
содержание слов занимало его, сколько то
отношение к делу Серпуховского, уже думающего бороться с властью и имеющего в этом свои симпатии и антипатии, тогда как для него были по службе только интересы эскадрона. Вронский понял тоже, как мог быть силен Серпуховской своею несомненною способностью обдумывать, понимать вещи, своим умом и даром слова, так редко встречающимся в той среде, в которой он жил. И, как ни совестно это было ему, ему было завидно.
Если противен нравственности поступок, сделанный Катериной Васильевною, то еще противнее всяким общепринятым понятиям об
отношениях между мужчинами и девушками
содержание, так сказать, этого безнравственного поступка.
Это привело к формализму, который не имеет
отношения к бытию и к
содержанию познания и ни от каких скептических опасностей не охраняет.
Во всяком случае, пища их отличается скудным
содержанием жиров, и в этом
отношении они едва ли счастливее тех, которые довольствуются из тюремного котла.
Но все это проникало в его сознание именно только как различия в своих взаимных
отношениях, но без определенного чувственного
содержания.
Впрочем, в
отношении содержания вся губерния дешева.
Медленно, но широкими кругами по застоявшейся темной жизни расходилось волнение, просыпалась сонная мысль, и привычное, спокойное
отношение к
содержанию дня колебалось.
Вся литература — и философская, и политическая, и изящная — нашего времени поразительна в этом
отношении. Какое богатство мыслей, форм, красок, какая эрудиция, изящество, обилие мыслей и какое не только отсутствие серьезного
содержания, но какой-то страх перед всякой определенностью мысли и выражения ее! Обходы, иносказания, шутки, общие, самые широкие соображения и ничего простого, ясного, идущего к делу, т. е. к вопросу жизни.
Бакин. И этот, господа, почтеннейший во всех
отношениях человек и отличный семьянин пожелал осчастливить своей благосклонностью девицу и именно Негину. Что тут дурного, я вас спрашиваю. Он очень учтиво говорит ей: «Хотите, душенька, идти ко мне на
содержание?» А она изволила обидеться и расплакаться.
— Параграф катрием е дернье:"Постоянная комиссия имеет главный надзор за статистикой во всех странах мира. Она поощряет прилежных и исправных статистиков, нерадивых же подвергает надлежащим взысканиям. Сверх того, высшим местам и учреждениям она пишет доношения и рапорты, с равными местами сносится посредством
отношений; статистикам, получающим от казны
содержание, дает предложения; статистикам вольнопрактикующим посылает указы и предписания".
Взятый сам по себе, со стороны своего внутреннего
содержания, этот тип не весьма выразителен, а в смысле художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том
отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения вещей.
(Мы будем говорить только о прекрасном потому, что было бы утомительно повторять три раза одно и то же: все, что говорится в господствующей ныне эстетике о прекрасном, совершенно прилагается в ней к его видоизменениям; точно так же наша критика господствующих понятий о различных формах прекрасного и наши собственные понятия об
отношении прекрасного в искусстве к прекрасному в действительности вполне прилагаются и ко всем остальным элементам, входящим в
содержание искусства, а в числе их к возвышенному и комическому.)
Посмотрим же, какова степень объективного совершенства
содержания и формы в произведениях поэзии, и может ли она хотя в этом
отношении соперничать с природою.
Правда, впоследствии, когда пение становится для высших классов общества преимущественно искусством, когда слушатели начинают быть очень требовательны в
отношении к технике пения, — за недостатком удовлетворительного пения инструментальная музыка старается заменить его и является как нечто самостоятельное; правда, что она имеет и полное право обнаруживать притязания на самостоятельное значение при усовершенствовании музыкальных инструментов, при чрезвычайном развитии технической стороны игры и при господстве предпочтительного пристрастия к исполнению, а не к
содержанию.
Само собою разумеется, что в этом
отношении произведения искусства не находят себе ничего соответствующего в действительности, — но только по форме; что касается до
содержания, до самых вопросов, предлагающихся или разрешаемых искусством, они все найдутся в действительной жизни, только без преднамеренности, без arrièr-pensêe.
Прежде, нежели перейдем к определению существенного
содержания искусства, чем дополнится принимаемое нами определение его формального начала, считаем нужным высказать несколько ближайших указаний об
отношении теории «воспроизведения» к теории так называемого «подражания».
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических
отношениях произведений искусства к явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным
содержанием произведений искусства, не существует в объективной действительности и осуществляется только искусством.
Журнал этот имел более ученый характер и, конечно, не заменил «Собеседника» в
отношении легкости и живости собственно литературного
содержания.
Если развитие и было, то самое ничтожное, да и то скорее в
отношении к внешности, к форме выражения, а уж никак не в
отношении к развитию и расширению
содержания.
Таким образом, каждая картина, каждый стих у Кольцова имеет свой смысл, свое значение по
отношению к человеку. Он старался еще глубже понять этот смысл, заключенный в природе, и в этом старании отыскать смысл везде, во всем мире, состоит
содержание его дум. Он говорит...
Однако и здесь, поскольку мы имеем дело с
отношением религиозным, оно связано именно с устремлением за эмпирическую данность к некоему трансцендентному ноумену [Ноумен — умопостигаемая сущность, в отличие от «феномена» — объекта чувственного
содержания.
Пример подобного
отношения являет тот же Кант, который в число своих систематически распланированных критик, по мысли его, имеющих обследовать все основные направления и исчерпать все
содержание сознания, не включил, однако, особой «критики силы религиозного суждения», между тем как известно, что трансцендентальная характеристика религии запрятана у него во все три его критики [Нам могут возразить, что таковая четвертая критика у Канта в действительности имеется, это именно трактат «Die Religion innerhalb der blossen Vernunft» (написанный в 1793 году, т. е. уже после всех критик), в наибольшей степени дающий ему право на титул «философа протестантизма».
И самое
содержание заповеди вытекает из
отношения человека к миру.
Поэтому речь идет здесь о формальной или, так сказать, «трансцендентальной» природе религии, а не о том либо ином
содержании религиозных представлений; далее, не о психологической стороне религии, но об условиях объективной значимости ее
содержания, по
отношению к которому психология представляет собой только среду, обстановку, фактическую наличность.
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие христианским искусством не только не говорит о положительном
отношении к религиозному его
содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного
содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место объективному историко-эстетическому
отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное чувство не есть подлинное и серьезное религиозное чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для религии.
Но перед Левиным встает, как сам он чувствует, «опасный» вопрос: «Ну, а евреи, магометане, конфуцианцы, буддисты, что же они такое?» Левин отвечает: «Вопроса о других верованиях и их
отношениях к божеству я не имею права и возможности решить». Кто же тогда дал ему право решать вопрос о христианских верованиях, — решать, что именно моральное
содержание христианства единственно дает людям силу жизни?
Романы, сюжеты которых заимствованы из времен Петра Великого, Бирона, Анны Ивановны, Елисаветы и даже императора Александра Первого, далеко не безупречные в
отношении мастерства рассказа, отнюдь не страдают «бедностью
содержания», которая становится уделом русского повествования в то время, когда, по чьему-то характерному выражению, в романе и повести у нас варьировались только два положения: «влюбился да женился, или влюбился да застрелился».
Забывая приказание императрицы принять в
отношении к пленнице меры строгости, добрый фельдмаршал, выйдя из Алексеевскою равелина, приказал опять допустить к ней Франциску фон-Мешеде, улучшить
содержание пленницы, страже удалиться за двери и только смотреть, чтобы пленница не наложила на себя рук.
Розанов, которого нужно признать величайшим критиком христианского лицемерия в
отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не
содержание, не реальность, а форма, обряд бракосочетания, закон.
Этим, думается мне, грешат почти все воспоминания, за исключением уже самых безобидных, сшитых из пестрых лоскутков, без плана, без ценного
содержания. То, что я предлагаю читателю здесь, почти исключительно русскиевоспоминания. Своих заграничных испытаний, впечатлений, встреч,
отношений к тамошней интеллигенции, за целых тридцать с лишком лет, я в подробностях касаться не буду.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это
отношение между духом и личностью, между универсальным
содержанием, сообщаемым человеку духом, и самим человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной личной судьбой.
Он жил в прекрасной казенной квартире, получал при этом весьма солидное, вполне обеспечивавшее его
содержание и, кроме того, был на лучшем счету у своего начальства, отдававшего этим ему лишь справедливую дань за честное, добросовестное и энергичное
отношение к порученному ему делу.
Борьба партий, парламенты, митинги, газеты, программы и платформы, агитации и демонстрации, борьба за власть — все это не настоящая жизнь, не имеет
отношения к
содержанию и целям жизни, во всем этом трудно добраться до онтологического ядра.